Уголовная ответственность за налоговые преступления и легализацию (отмывание) денежных средств в России

Оглавление

Введение:

В последние месяцы наблюдается заметное изменение в правоприменительной практике: уголовная ответственность за налоговые преступления, особенно связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств, становится все более строгой. Адвокатское бюро Legart подготовило данный материал, чтобы разобрать все основные стороны этого вопроса

Основные положения ст. 174-1 УК РФ:

Привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, регулируется ст. 174-1 УК РФ. Преступление в особо крупном размере (превышающем 6 млн. руб.) является тяжким и предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы.

Уплата недоимки и прекращение уголовного преследования:

Когда речь идет о налоговых преступлениях, уплата недоимки может стать ключевым моментом для прекращения уголовного преследования. Согласно ст. 28-1 УПК РФ, если лицо уплатило всю сумму недоимки, уголовное преследование в отношении него может быть прекращено. Однако, стоит помнить, что это правило не распространяется на преступления, связанные с легализацией денежных средств или имущества. Таким образом, даже если налоговая недоимка будет полностью погашена, лицо может все равно столкнуться с уголовной ответственностью за другие преступления.

Изменения в законодательстве и их последствия:

Законодательство РФ постоянно меняется, и это влияет на налоговые преступления. До 2013 года ст. 174 и 174-1 УК РФ исключали определенные налоговые преступления из числа предикатных. Однако, после изменений, внесенных в 2013 году, эти исключения были устранены. Это вызвало много обсуждений и критики со стороны экспертов. Основной вопрос заключался в том, как можно считать имущество «преступно приобретенным», если оно было получено в результате неуплаты налогов. Эксперты считают, что такое толкование может привести к несправедливым последствиям для налогоплательщиков.

Важно отметить, что изменения в законодательстве часто отражают общественное мнение и политическую ситуацию в стране. Поэтому налогоплательщикам следует тщательно следить за изменениями в законодательстве и приспосабливать свою деятельность соответственно.

Международная практика:

Международные стандарты и директивы играют важную роль в формировании национального законодательства многих стран. Одним из ярких примеров является 4 Директива ЕС о противодействии отмыванию денежных средств. В соответствии с этой директивой, под «отмыванием» понимается не только приобретение, но и использование и передача собственности, если известно о ее преступном происхождении. Это расширенное понимание преступления «легализация» может служить примером для других стран при разработке их национального законодательства.

Практика судебных рассмотрений в России:

Судебная практика в России по делам о легализации еще находится в стадии формирования. Несмотря на наличие законодательных актов, регулирующих эту область, многие аспекты остаются неясными. Например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ №48 от 26.11.2019 определяет момент окончания преступления по статьям 198 и 199 УК РФ. Однако, в реальной судебной практике могут возникать сложности с интерпретацией этого положения.

Пример приговора Центрального районного суда г. Тольятти демонстрирует, как сложно иногда определить временные рамки совершения преступления. В данном случае, осужденному было вменено совершение преступления в период с 01.01.2013 по 31.12.2014, что противоречит Постановлению Пленума Верховного Суда РФ. Такие случаи подчеркивают необходимость дальнейшего уточнения законодательства и формирования единой судебной практики.

Проблема смешения законных и незаконных средств:

Смешение сумм неуплаченных налогов и сборов с законными доходами налогоплательщика может привести к дополнительным юридическим проблемам. Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №32 от 07.07.2015, при смешении денежных средств или имущества, последующие финансовые операции с таким имуществом могут квалифицироваться по ст. 174 или 174-1 УК РФ.

Поиск решений в сложившейся ситуации:

Существует несколько потенциальных решений текущей проблемы. Один из вариантов — это изменение формулировки ст.ст. 174, 174-1 УК РФ, вернув их к первоначальной трактовке. Однако, это может быть маловероятным. Другой вариант — внесение изменений в ст. 28-1 УПК РФ и 76-1 УК РФ, что позволит освободить от уголовной ответственности лиц, которые впервые совершили преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и сборов.

Стимулирование к возмещению ущерба:

Предложенные изменения могут стимулировать лиц, уклонившихся от уплаты налогов, к возмещению причиненного ущерба. Это дает возможность прекратить уголовное преследование на нереабилитирующем основании. Таким образом, уголовное преследование лиц, уклонившихся от уплаты налогов и легализовавших денежные средства, будет осуществляться в соответствии со сложившейся судебной практикой.

Заключение:

В свете нынешнего законодательства и практики применения, налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов, рискуют столкнуться не только с обвинениями в налоговых нарушениях, но и в легализации денежных активов. Подобные обстоятельства могут повлечь за собой глубокие последствия для бизнеса и личной ответственности. Адвокаты из АБ Legart готовы помочь вам разобраться в сложностях этой проблемы и предоставить профессиональную поддержку

Анастасия Селиванова

Анастасия Селиванова

Управляющий партнер, адвокат